В Национальной художественной галереи будут представлены лучшие произведения искусства

23 августа в [убрано] открывается Национальная художественная галерея — филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Об этом сегодня Intertat.ru сообщили в пресс-службе Министерства культуры РТ.
Экспозиция Национальной художественной галереи отражает основные этапы развития искусства Казанского края и Татарстана, демонстрирует лучшие произведения за двухвековой период его исторического развития.
На выставочных площадях, которые насчитывают около 2,5 тыс. квадратных метров, разместятся 1,5 тыс. произведений искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ. В залах галереи будут представлены искусство Казанской губернии XIX века, творчество художников, связанных с Казанской художественной школой (1895-1917), искусство 1920-х годов, а также все этапы становления национального изобразительного искусства в ХХ веке. В произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства ярко проявляются особенности исторического и культурного развития края.
Казань многие столетия была средоточием и центром культуры для огромного ареала Волги, Урала, Сибири. Изобразительное искусство республики получило развитие на основе художественных традиций, в которых сложно взаимодействуют восточная и западная культура.
Истоки национального татарского искусства уходят своими корнями в глубокую древность — в традиции Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, близость форм которых базировалось на мировоззрении Ислама. Декоративно-прикладное искусство — вышивка, ткачество, кожаная мозаика, ювелирное искусство, каллиграфия, резьба по камню и дереву — вплоть до начала 20 века оставалось главной областью проявления таланта народных мастеров.
Появление собственно изобразительного искусства относится ко времени присоединения казанских земель к русскому государству в середине 16 века и первоначально связано с традициями православия. С XVIII века искусство края развивается параллельно с искусством Российской империи. В конце 18- первой половине 19 в. в Казани работали в основном приезжие мастера, благодаря которым здесь возникает портретная и пейзажная живопись. Превращение Казани в губернский центр, открытие гимназий и университета способствовали оживлению художественной жизни, укреплению ее связей с Петербургской Академий художеств. Живописцы и графики З. Иванов, Л. Крюков, А. Ракович, Р. Ступин, В. Турин, Э. Турнерелли запечатлели в своих работах образ города и его обитателей. Свой след в иконографии Казани и ее окрестностей оставили знаменитые мастера русской школы — И. Журавлев, Л. Каменев, В. Худяков, братья Г. и Н. Чернецовы. Уроженцами казанского края были замечательные мастера второй половины 19 века А. Гине, В. Якоби и знаменитый И. Шишкин.
Первыми преподавателями открывшейся в 1895 году Казанской художественной школы, сыгравшей исключительно важную роль в становлении художественного образования всего Поволжья и Урала, стали выпускники Академии художеств — Н. Белькович, И. Денисов, Г. Медведев, Х. Скорняков.
В историю мирового искусства вписано творчество Н.Фешина, ученика, затем преподавателя школы, академика живописи, мастера портрета и жанровой картины. Одновременно с Фешиным работали тесно связанные с Казанской художественной школой П. Беньков, П. Радимов, В. Тимофеев. В скульптуре проявили свое дарование преподаватели школы В. Богатырев и Г. Козлов.
Революция 1917 года поставила новые задачи, решение которых требовало иного, нетрадиционного пластического языка. Метафора и аллегория, символическое обобщение точнее выражали пафос революционных преобразований, которым заряжено творчество А. Коробковой, А. Платуновой, И. Плещинского, Ф. Тагирова, Н. Шикалова и лидера казанских «левых» К. Чеботарева.
На 1920-е годы приходится формирование творчества Баки Урманче, живописца, скульптора, графика, мастера каллиграфии, искусство которого стало точкой отсчета профессионального татарского изобразительного искусства.
Довоенный период искусства Татарии представляется в творчестве М. Васильевой, К. Максимова, Н. Сокольского, П. Сперанского, В. Тимофеева,
В 1950-1960 годы отмечены развитием жанрового многообразия. Значительно расширился диапазон тематической живописи Татарстана, в центре которой стояли созидательный труд, строительство новых городов и промышленных гигантов, освоение нефти. Эти темы наиболее ярко проявились в произведениях И. Рафикова, М. Усманова, Л. Фаттахова, М. Хаертдинова, Х. Якупова. Одним из ведущих жанров был портрет, в котором плодотворно работали В. Куделькин, Б. Майоров, Е. Симбирин, И. Халилуллов. Ведущими пейзажистами республики в это время являлись Н. Кузнецова, С. Лывин, К. Максимов, А. Прокопьев; А. Тумашев, преимущественно натюрморту посвятил свое творчество В. Зуев.
В 1970 годы в искусстве республики появилась целая плеяда мастеров, в творчестве которых отразились поиски новых живописно-пластических средств. Освоение национальной темы, декоративизм, обобщение свойственны искусству А. Аршинова, И. Зарипова, Н. Индюхова, В. Скобеева, Ш. Шайдуллина, Ф. Якупова.
Осмысление национальных истоков стали определяющими для творчества А. Абзгильдина, Р. Кильдибекова и других. Сложность образной системы, условность художественного языка, опора на народные традиции позволяют им выразить в живописи особенности мировосприятия татарского народа. Перипетии исторического пути Татарстана раскрываются в произведениях Р. Вахитова, К. Нафикова, В. Федорова, Ф. Халикова.
Одну из заметных линий в современном искусстве республики представляют художники И. Антонова, А. Артамонов, А. Дорофеев, Е. Голубцов, И. Хасанов, А. Ильясова творчество которых соединяет традиции мирового художественного наследия и русского авангарда.
Картина развития искусства в начале 2000 годов раскрывает панораму многоликого и разнообразного поиска стилей, тем, сюжетов. Многие из направлений современного искусства — от реализма до абстракции — своеобразно преломляются в произведениях художников Татарстана.
Эльвира Валиева, Intertat.ru