Приглашение принимается
Труппа Центрального академического театра Российской Армии, чьи гастроли сейчас проходят в Казани, показала комедию Жана Ануя «Приглашение в замок» в постановке Александра Бурдонского.
«Единственное, что в нашей власти, — это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас», — эти строчки Бориса Пастернака стали эпиграфом к спектаклю. От них веет загадкой и какой-то неясной тревогой.
Впрочем, именно это ощущение вызывает и сам спектакль, где кажется, что все уже прояснилось, все встало на свои места, но нет — недоговоренность, таинственность, которая столь свойственна многим спектаклям Александра Бурдонского, присутствует в постановке.
...Словно мы вошли в этот или какой другой замок, и знаем, что здесь есть особенная комната. Мы видим ее на плане, но не можем найти потайную дверь. Наконец обнаруживаем ее, беремся за ручку, приоткрываем, видим комнату в черном бархате и какие-то подсвеченные картины на стене. Что на них? Каждый увидит свое. Так же и в «Приглашении в замок». Но это и прекрасно, ведь нет ничего нуднее и скучнее в театре, когда все про всех мы узнали, когда не над чем ломать голову, когда ничто не влечет с магической силой смотреть снова и снова.
Увы, мне удалось посмотреть «Приглашение в замок» лишь один раз, и это был тот нечастый сейчас случай, когда после закрытия занавеса становится щемяще-грустно: чудо закончилось...
Мы так отвыкли от театральности в театре, от того праздника, ради которого иногда и надо приходить в зрительный зал. Мы начинаем удивляться, когда видим великолепную сценографию и костюмы, а актеры в спектакле, помимо драматической составляющей, еще и профессионально двигаются и поют. Боже мой, но ведь все это именно то, что должно быть в каждом театре, если он существует в статусе профессионального коллектива! Нас приучили судить отнюдь не по гамбургскому счету.
В спектакле Александра Бурдонского существует «золотое сечение» — тончайшей, изысканнейшей режиссуры, когда звучат потаенные струны души практически каждого персонажа, и почти что гротеска. Все это находится в гармонии с музыкальным оформлением (музыку к спектаклю написал композитор Владимир Багров) и сценографией Аллы Коженковой, придумавшей не только среду обитания для героев, но и элегантные костюмы для персонажей. Бурдонский любит работать с командой единомышленников — Багров и Коженкова часто бывают соавторам его постановок.
Автор «Приглашения в замок» Жан Ануй — драматург сложнейший. Сорок третий год, немецкий солдаты вальяжно разгуливают по рю Опера и пьют абсент в кафе на Монпарнасе, а Ануй пишет эту комедию. Впрочем, что тут удивляться, ведь и его дерзкая пьеса «Антигона» была поставлена в оккупированном Париже, а это уже не забава — поступок.
Да и «Приглашение в замок» в постановке Александра Бурдонского забавой не назовешь. Интрига перед нами самая что ни на есть комедийная: есть два брата-близнеца, зеркально похожие внешне, но абсолютно разные по характерам и даже в некоторой степени моральным критериям. Видя их, остальные персонажи все время путаются, что приводит к цепи недоразумений. Но Бурдонский не был бы Бурдонским, если бы в его спектакле не было среди сцен откровенно гротесковых моментов, когда души персонажей трогательно приоткрываются и мы видим их боль, их незащищенность, их веру, надежду и любовь. Впрочем, все это не идет в разрез с драматургом, именно так и об этом писал пьесы Ануй, просто не все режиссеры эту тонкость могут рассмотреть.
«Приглашение в замок» можно назвать спектаклем мини-бенефисов. Я не говорю об исполнителе ролей близнецов Ораса и Фредерика Игоре Марченко, который априори решал самую трудную задачу в спектакле и сделал это с блеском. Практически у каждого персонажа есть фрагмент, про который можно сказать: «Ваш выход, господин артист!». И в этом возможно найти основу одного из творческих принципов постановщика спектакля. Александр Бурдонский — «актерский» режиссер, он любит актеров и считает своим долгом раскрыть каждого из них.
Определение «с блеском», которое я только что употребила, можно применить к большинству исполнителей — они же играют «блестящую» комедию!
Элегантная, словно сошедшая со страниц дамского романа прошлого века мадам Демерморт (Валентина Асланова), похоже, что неистребимая хулиганка в душе. Стильные, сделанные резко характерно Доротея (Наталья Лоскутова) и Диана (Анна Глазкова), уморительно смешной дуэт мадемуазель Капюла (Алина Покровская) и Мамочка (Ольга Богданова). Что касается дуэта, то перед нами великолепно сыгранный концертный номер, сделанный с отменным вкусом, органично вставленный в спектакль. И, конечно, Мессершман — Владимир Зельдин. Что можно написать о мэтре? Что он уморительно комедиен, у него существует не второй — сто второй план роли, что он, играя комедию, находит трагические нотки в душе персонажа? Все это так, но есть нечто большее, чему нет названия. Одним словом, Зельдин — и этим все сказано. Немного в стороне стоит исполнительница роли Изабеллы (Ольга Герасимова), но это у актрисы ввод и хочется верить — она еще возьмет высокую планку, заданную режиссером.
...Дорожки в садах замков обрываются с угрозой. Что там — рыцарь в латах, дама в кринолине, прекрасный принц, виденный во снах? Идти в замок, будучи приглашенным, страшно и весело. Но мы принимаем приглашение.
«Время и деньги»