Старые драмы старого города
В галерее «Хазинэ» в [убрано] проходит персональная выставка лауреата Государственной премии РТ имени Г.Тукая Фирината Халикова.
Халиков возник на казанских вернисажах как-то «вдруг», выставился неожиданно, с темой, в общем-то, негромкой, некоммерческой, но уже первые его работы, которые можно было видеть в выставочных залах Казани, давали основание полагать, что пришел он «всерьез и надолго». Так и вышло. Халиков начал писать исторические полотна.
Из досье «ВиД»: Фиринат Халиков родился в Донецке, отец был шахтером, но любил рисовать. Детство провел в деревне Шуда Балтасинского района. Долгое время жил в Кировской области. Окончил Кировское художественное училище имени братьев Васнецовых, прошел четырехлетнюю стажировку в творческих мастерских Академии Художеств России в Казани под руководством академика живописи Хариса Якупова. Совершенствовался в Доме творчества «Академическая дача имени Ивана Репина». В начале 80-х — член творческого объединения художников «Москворечье». С темой «Умирающая деревня» выставлялся в России и за рубежом. За серию исторических картин «Вечная Казань» живописец удостоен Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая.
Как видите, путь ровный, демонстрирующий целеустремленность мастера. Попав в свое время в Казань, Халиков выбрал для себя тему, которая до сих пор является в его творчестве доминирующей: он начал творить свою живописную историю татарского народа.
Впрочем, и здесь сказался его дотошный характер — для начала он засел за книги, консультировался у своего знаменитого однофамильца, известного археолога Альфреда Халикова.
Главная отличительная черта исторических полотен Фирината Халикова — скрытый драматизм. Даже когда он пишет город до осады осенью 1552 года, Казань на его полотнах словно живет в ощущении надвигающейся трагедии. Это большое дело — суметь передать на полотне не просто настроение — предчувствие. Персонажи его многофигурных полотен тщательно прописаны и носят черты индивидуальные. Не случайно, в поисках большей правды характеров Халиков при написании исторических полотен часто прибегает к услугам натурщиков. К достоинствам работ Фирината Халикова можно приписать и то, что они исторически достоверны, так как их автор хорошо знает детали.
Впрочем, пишет Халиков не только исторические полотна. Другая его любимая тема — пейзажи. Наша средняя полоса, с ее «негромкостью», но трогательностью — полянка с синеющими люпинами, копны соломы под моросящим дождем, искрящийся на солнце снег, плавно слетающий с еловых веток. В этом мире хочется жить.
...В глубине анфилады комнат, в полумраке, таинственно поблескивает наряженная ель. Такой она бывает в предновогоднее утро, когда праздник еще впереди. Огромное дерево в старом дворянском доме, в тишине, в предвкушении самой загадочной и самой долгожданной ночи в году. Эту работу Фиринат Халиков написал в одном из залов музея ИЗО, который располагается, как известно, в особняке генерала Сандецкого. Работа для этого художника не совсем обычная, но одновременно и какая-то закономерная — в ней есть своя история и предчувствие перемен. Именно то, что мы с такой детской верой ждем в своей жизни. И не только под Новый год.
«Время и деньги»