Феодальные нежности — на сцене русского театра в Казани
В Казанском академическом русском Большом драматическом театре имени В.И.Качалова с большим успехом идет водевиль Валентина Катаева «Квадратура круга».
На премьере, 25 января, свободные места в зале Качаловского театра были. Однако положительные отзывы в прессе (например — публикация в Intertat.ru в день премьеры), а главное — восторженный прием новой постановки первыми зрителями из народа быстро скорректировали ситуацию: все последующие спектакли (вчера «Квадратура круга» дана в шестой раз) прошли с аншлагом, на грядущие — билетов уже нет: раскуплены публикой, до конца февраля.
Забавная история любви молодых строителей социализма, написанная в 1927 году, не претендует на глубину в отражении личных и общественных отношений в ту пору, но пьеса-шутка и сегодня, оказалось, воспринимается легко и просто — «по-человечески». И в этом долгожительстве рядового (будем честны и дальше) сочинения для театра начальных советских времен — вне всякого сомнения — есть и заслуга качаловцев: постановщика — главного режиссера театра народного артиста России Александра Славутского, художника — заслуженного деятеля искусств России Александра Патракова, хореографа — заслуженного работника культуры Татарстана Сергея Сентябова, других соавторов спектакля и, конечно, исполнителей…
Вася (Илья Славутский) и Абрам (Марат Голубев), соседи по комнате и приятели, не поставив друг друга в известность, женились, причем в один день, — и привели своих половин под общую крышу. Барышни — внучка Героя Труда и выдвиженца «руководящая работница» Людмила (Елена Ряшина) и товарищ всем пролетариям комсомолка Тоня (Надежда Ешкилева), поворчав и повздорив, смирились. Две ячейки общества, едва образовавшись, стали почти коммуной.
Так, да не так!
Разлад не заставил себя ждать: поспешный брак не принес парам счастья. Вернее — принес, но не сразу, и не впрямую: герои, мужья-мальчишки (то ли студенты, то ли рабфаковцы), обменялись женами. Надо полагать — на всю радостную жизнь. Во всяком случае, боевая, комсомольская и прочая общественность (народный артист Татарстана Михаил Галицкий, Юрий Шепельчук/Николай Чайка, Олеся Лядова, Олеся Хакимзянова, Илья Скрябин, Рустем Хасанов) с транспарантом «Да здравствуют красные супруги!» поддержали выбор молодых (как первоначальный, так и исправленный — временем и чувством).
Спектакль, говорят в театре, готовился качаловцами не один сезон, но кадровые вопросы (переезд некоторых артистов в другие города) отодвигали премьеру. Сложившийся в итоге ансамбль исполнителей — как и расклад героев в самой пьесе — оказался органичным и, прямо скажем, счастливым: молодежь и более опытные актеры казанского Большого театра щедро отдают зрителю лучшее, что имеют и что умеют — талант, обаяние, сценическую честность, драматическое мастерство. Непосредственный гиперподвижный Абрам Марата Голубева, по-европейски элегантный и по-советски несдержанный Вася Ильи Славутского, отвергающая грубый практицизм верная ленинка Тоня Надежды Ешкилевой, утонченно-мелочная, но милая и даже добрая «гримаса нэпа» Людмила Елены Ряшиной — брачный квартет этого парадоксального «Круга» трудно представить иным, настолько персонажи и актеры, вдохнувшие в них жизнь, сливаются воедино — в веселую и шумную советскую семью (пусть даже — две семьи).
Особняком партии второго плана: Флавий — Михаил Галицкий — пышущий здоровьем и правдой жизни герой Гражданской, глас трудового народа и коммунистической общественности, и другой глас — поэт-«футурист» Емельян Черноземный: в интерпретации Юрия Шепельчука — вечный студент и шаровик-затейник, в прочтении Николая Чайки — лодырь-интеллектуал, реализующий свои недюжинные потенциалы участием в чужих разборках.
Окружение героев людьми из народа не назойливо, но весьма активно — эдакие редкие здравые аккорды, с нотками декаданса. Плакатность не стала ходульностью, и массовые сцены в этом спектакле — безусловная удача качаловцев.
Декораций — достаточный минимум; свободная сцена облегчает героям — актерам движение, танец. Музыки, слава Богу, чуть-чуть: мелодия Стефана Валдобрева (Болгария), в еврейском стиле, ну очень уместная. Танцуют — бесподобно хорошо. Все! А некоторые даже «махаются» шашками, красиво и ловко…
Ложечка дегтя — костюмы: в творчестве Марины Марьянич, мне показалось, параллелизм — стилистический повтор из прошлых работ, да и мрачновато в целом. Но это, понятно, мелочь на фоне прочих достоинств новой постановки качаловцев.
А уж красные флаги — сущий елей на сердце: через 80 лет плохое и страшное почти забылось, а вечное-доброе, например — всепобеждающая сила любви (пусть не очень «высокой» и не очень «правильной», пусть в голод и холод) — помнится: это осталось с нами, работает — и продолжает, как и во все времена, побеждать.
«Казанские актеры, в разные годы и в разных театрах игравшие в постановках «Квадратуры круга» — народная артистка России Галина Ишкова, народная артистка России Светлана Романова, народный артист Татарстана Сергей Мосейко, — вспоминают эти спектакли с особой теплотой, и зрители всегда и везде хорошо принимали эту комедию Катаева», — сказал Intertat.ru после спектакля Николай Чайка, исполнитель роли поэта-«будущника» Евгения Черноземного.
По мнению актера (к слову — приглашен в труппу Качаловского театра Александром Славутским недавно, в конце осени), «Квадратура круга» не является шедевром литературы и успех пьесы-шутки — в прошлом веке и ныне — вероятно, объясняется стремлением людей к простым и ясным «человеческим» отношениям: в комедии Валентина Катаева такие отношения — есть.
Следующие послепремьерные спектакли — 6, 14, 22, 28 февраля...
Сергей Саввин, Intertat.ru