Образование в Казани

В Казани планируют создать Федеральный политехнический университет

13 мая 2008
В Казани планируют создать Федеральный политехнический университет

Вчера в Казани эксперты Всемирного банка представили материалы первого этапа диагностического исследования в рамках проекта «Развитие системы высшего образования в Казани». Инициатором этого проекта стала казанская мэрия, которая реализует его совместно с Всемирным банком.

Из досье «ВиД»: сотрудничество казанской мэрии с Всемирным банком в сфере образования началось с займа, предоставленного городу по проекту «Муниципальное развитие Казани». В 2005-2006 годах более 320 млн. рублей из него было выделено на капитальный ремонт казанских школ и детсадов, а 65 млн. рублей — на оборудование для них.

Для диагностики высшего образования столицы Татарстана Всемирный банк привлек ученых и экспертов, чьи имена хорошо известны в научных кругах. Среди них профессор Манчестерского университета Теодор Шанин, заместитель директора института исследований высшего образования при Стэнфордском университете профессор Энтони Антонио, директор отдела стратегического планирования и институциональных исследований в институте Пратта профессор Владимир Бриллер. Международные эксперты интервьюировали руководство 20 ведущих казанских вузов, их профессоров, преподавателей, студентов. Они провели социологическое исследование, в ходе которого опросили выпускников, работодателей, представителей кадровых агентств, школьников и их родителей.

О результатах первого этапа исследований рассказал руководитель образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин.

Он сообщил, что исследователи искали ответ на два вопроса: как обеспечить лидерство казанских вузов в конкурентной среде и как увеличить их вклад в развитие региона.

В поисках ответа они определили сильные и слабые стороны высшего образования в Казани. По охвату высшим образованием Казань несомненный лидер в ПФО, а по числу вузов обгоняет такие «вузовские» города, как Томск и Новосибирск.

По кадровому составу преподавателей казанские вузы выше, чем их ближайшие конкуренты, а вот средний возраст преподавателя у нас ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Но есть и «кадровый» минус: большинство преподавателей закончили те же вузы, в которых работают. Между тем ведущие университеты мира предпочитают более активно обновлять преподавательский состав за счет «чужаков», это дает возможность постоянно вводить инновации, не вариться в собственном соку. Так, в вузах США выпускники вуза составляют не более 20 процентов среди преподавателей.

Еще один минус: в Казани очень мало студентов, прибывших из других регионов, — всего 3 процента от общего числа, а иностранных студентов только 0,7 процента, и те большей частью сосредоточены в КГМУ.

К сожалению, выяснилось, что наши вузы не лидируют по инновациям, многие из них не готовы к переходу на двухуровневую систему, выбор учебных курсов тоже не велик. 57 процентов выпускников сообщили, что они не готовы к самостоятельной работе на предприятиях, из 70 процентов проходивших практику удовлетворены ею 60 процентов.

По интенсивности сотрудничества с научными центрами казанские вузы уступают нижегородским и екатеринбургским, хотя по количеству научных исследований, приходящихся на преподавателя, казанские показатели выше, чем в первой четверти российских вузов. Правда, большинство монографий издано в Казани, и это не радует, географию публикаций нужно расширять. Аспирантов у нас меньше, чем в среднем по РФ, правда, при диагностике не учитывались те аспиранты, что прикреплены к научным центрам.

Языкам у нас также студенты обучены слабо. 19 процентов опрошенных сообщили, что вуз ничего не прибавил к знанию ими языка, 41 процент считает свои знания иностранных языков недостаточными.

По количеству учебных площадей вузы Казани на среднем уровне по РФ, а вот обеспеченность учебно-методической литературой — ниже среднероссийской. Ни одна библиотека не соответствует среднероссийскому уровню.

Недовольны остались эксперты и активностью попечительских советов, за исключением попечительского совета Казанского энергетического университета, которому РАО «ЕЭС» построило новое здание.

В рейтингах вузов ПФО казанские — по трем направлениям не фигурируют вовсе. Зато Казанский государственный университет занимает в международном рейтинге 528-е место, а в российском — пятое.

Министр образования и науки РТ Наиль Валеев выступил намного жестче. По его мнению, в системе профессионального образования создан дисбаланс по всем направлениям: начальное образование выпускает специалистов меньше, чем требует экономика республики, а высшее — в разы больше, чем нужно. Причем перевес за социально-гуманитарными профессиями, хотя востребованы технические.

На взгляд Наиля Мансуровича, необходимо создать государственную программу профобразования на длительную перспективу. Он обратился к мэру Казани Ильсуру Метшину с предложением объединить усилия республики и города в работе над ней.

Для того чтобы обеспечить экономику России квалифицированными инженерами разных профилей, министр предложил на базе КГТУ-КАИ, КГТУ-КХТИ, КГЭУ, КГАСУ и Камской государственной инженерно-экономической академии создать Федеральный Приволжский политехнический университет. Предложение чрезвычайно актуальное, напомним, что одним из первых указов Президента Дмитрия Медведева стал указ о создании федеральных университетов.

«Создание федерального университета откроет новые возможности для динамичного развития политехнического высшего образования республики, — сказал Наиль Валеев. — На его базе необходимо открыть новые, востребованные экономикой Татарстана специальности».

Министра поддержал ректор КГТУ Герман Дьяконов: «Это объединение повысит шансы университета на завоевание различных грантов».

В прошлом году из средств федерального бюджета Сибирскому и Южному федеральным университетам выделили 6 млрд. рублей. Всего же до 2009 года на организацию федеральных университетов планируется выделить 13,4 млрд. рублей. Помимо этого предполагается активное участие в их финансировании бизнеса и региональных властей.

Кроме того, на взгляд министра, необходимо часть управленческих полномочий в сфере образования передать регионам.

О необходимости усилить вузовский сектор в Минобразе РТ говорил и ректор КГУ Мякзюм Салахов. «Образование не может, подобно барону Мюнхгаузену, само себя вытащить из болота, ему нужна помощь государства и бизнеса», — сказал он.

— Инициатива Казани — правильная, — подвел итог обсуждению Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. — Очень полезно увидеть себя со стороны, заново оценить свои дела. Дальше так в образовании работать нельзя. Чтобы интегрироваться в мировое сообщество, нужно меняться. Поэтому следует продолжить исследования, найти способы усилить конкурентоспособность татарстанской высшей школы. Понятно, что будущее за крупными вузами. Но им нужна поддержка и Казани, и республики, а также важно найти достойного партнера среди западных вузов.

«Время и деньги»


Другие новости раздела


25 апреля 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы