Образование в Казани

Итоги исследования по выбору вуза и специальности

22 июня 2006
Итоги исследования по выбору вуза и специальности
Механизмы выбора, подготовки и поступления в вуз
Опрос старшеклассников и их родителей

В большинстве случаев к последнему звонку современные старшеклассники подходят с точным ответом на вопрос, что делать дальше. И если в окончательном выборе вуза многие сомневаются до последнего момента, то будущая специальность почти всегда известна заранее. Так, каждый четвертый школьник собирается стать «менеджером». Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного проектом EXAMEN (www.examen.ru) компании Begin Group среди старшеклассников и их родителей на выставке «Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка» в сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве. В исследовании приняли участие более 300 старшеклассников и их родителей.

Выбор вуза, действия в случае провала на экзаменах

Чаще всего семьи старшеклассников начинают выбирать вуз за 1–2 года до момента поступления. 48% опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решение относительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, еще 31% — за год.

Подавляющее большинство старшеклассников поступают сразу в несколько вузов одновременно (69% опрошенных), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи — в другой, и только 12% респондентов окончательно определились с единственным учебным заведением, в которое они будут подавать документы.

В случае неудачи на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% — на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попытку через год.

При выборе вуза решающим фактором для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.

«Все чаще абитуриенты и их родители указывают на перспективы дальнейшего трудоустройства в качестве решающего фактора, — отмечает Михаил Кнеллер, руководитель проекта EXAMEN компании Begin Group. — Причем нередко они имеют в виду не столько знания, полученные в вузе и необходимые для той или иной работы, сколько ценность диплома для работодателей, наличие хорошего центра по трудоустройству, возможность прохождения практик и стажировок в ведущих компаниях. При этом на второе место отходит такой, казалось бы, немаловажный фактор, как наличие тех или иных специальностей. То есть специальность выбирается исходя не из непосредственных пристрастий ребенка, а ситуации на рынке труда.»

Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом.

Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались следующие:

  • Уровень сложности вступительных испытаний — 11%
  • Удобное расположение вуза — 9%
  • Контакты с зарубежными вузами и другими организациями — 8%
  • Количество изучаемых иностранных языков — 7%
  • Возможность получения двух дипломов — 6%
  • Бренд вуза — 5%
  • Наличие военной кафедры — 5%
  • Положительные отзывы знакомых — 5%
  • Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях — 3%
  • Наличие подходящих форм обучения — 3%
  • Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций — 3%
  • Форма оплаты обучения — 3%
  • Наличие магистратуры — 2%
  • Наличие известных преподавателей — 2%

Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором — ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза).

В последнее время, уменьшается значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.

Выбор специальности

Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе.

Традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями — архитектурой, дизайном.

Кем хотят работать старшеклассники?

Кем хотят работать старшеклассники?

Образование в какой области старшеклассники планируют получить?
  • Гуманитарное — 41%
  • Экономическое — 29%
  • Медицинское — 4%
  • Естественнонаучное — 3%
  • Художественное, музыкальное — 1%
  • Пока не определился — 10%
По какой специальности старшеклассники планируют получить образование?

По какой специальности старшеклассники планируют получить образование?

«В последнее время абитуриентам стали менее интересны общие широкие бизнес-специальности, такие как «экономист» или универсальный «менеджер», — отмечает Михаил Кнеллер. — Тем не менее, немало школьников выбирают что-то более конкретное, вроде «PR и реклама», «финансы и кредит», «управление персоналом». Специальность «юриспруденция» уже не кажется старшеклассникам столь привлекательной, как раньше. Растет интерес к творческим профессиям. Технические специальности, которые несколько лет были крайне непопулярны, постепенно начинают набирать вес — в первую очередь связанные с информационными технологиями.

Московские вузы, хотя и с некоторым запозданием, стараются отвечать вновь возникающим требованиям. Все чаще и чаще проводится набор на такие узкоспециализированные учебные программы, как, например, «менеджмент в химической промышленности», «менеджмент в спорте», «антикризисный менеджмент» и т.д. Как когда-то каждый вуз открывал юридический факультет, сейчас многие открывают факультеты дизайна или, например, журналистики».

Выбор формы обучения

На вопрос, приветствуют ли абитуриенты и их родители новую структуру обучения «бакалавриат+магистратура» (4+1 год), опрошенные отвечали по-разному. Ее воспринимают положительно 34% респондентов, скорее негативно — 50%, для 16% данный фактор не имеет решающего значения.

83% респондентов хотели бы учиться по очной (дневной) форме, 6% — по вечерней, 3% — по заочной. Остальные пока не решили для себя этот вопрос.

Участие родителей в процессе выбора вуза

Выбор вуза — это, в большинстве случаев, первое серьезное решение, которое принимает старшеклассник самостоятельно. Впрочем, в своем выборе он всегда может рассчитывать на семью и близких. Обычно максимальное участие в судьбе будущего студента принимает его мама — каждый седьмой участник исследования, проведенного проектом EXAMEN компании Begin Group в рамках выставки «Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка», отметил, что ее мнение было решающим при выборе вуза.

Кто в семье принимает участие в выборе вуза?

Кто в семье принимает участие в выборе вуза?

Чье мнение является решающим при выборе вуза?
  • Самого абитуриента — 74%
  • Матери — 14%
  • Отца — 3%
  • Обоих родителей — 9%

Большинство родителей в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В то же время на практике чаще всего происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).

Сами абитуриенты при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% — с мамами, 19% — с друзьями, 6% — со старшими братьями или сестрами.

Источник: проект EXAMEN (www.examen.ru) компании Begin Group, 2006


Другие новости раздела


20 апреля 2024 г.
Поиск
 

Например «»

Сервисы

 


Обратная связь
Разделы